Категории раздела
август 2015 [5]
октябрь 2015 [1]
Ноябрь 2015 [2]
декабрь 2015 [3]
Январь 2016 [6]
Февраль 2016 [4]
Март 2016 [6]
Апрель 2016 [2]
Май 2016 [5]
Июнь 2016 [5]
Август 2016 [3]
Сентябрь 2016 [1]
Октябрь 2016 [3]
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Министерство социального развития Кировской области
  • Официальный интернет-портал правовой информации
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0
    Пятница, 22.11.2024, 08:01

    СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР

     

    Социальный театр как технология профилактики правонарушений несовершеннолетних: краткая аннотация проекта

     

    В большинстве случаев специалистами учреждений профилактики используются лекционные формы работы, признанные самой неэффективной формой донесения информации и привития навыков безопасного социального поведения. Необходимо использовать в профилактике правонарушений несовершеннолетних новые технологии, интересные и привлекательные для подростков, многофункциональные по своим возможностям. Одной из таких технологий является социальный театр.

    Театр является мощным инструментом социальных преобразований. Уникальность театральной методики состоит в том. что она легко адаптируется к тем целям и задачам, которые ставит перед собой специалист.

    Используя театральную технологию, специалист может во время работы над созданием спектакля помочь участникам пережить сложные моменты во взаимоотношениях, конфликтные ситуации, помочь найти выход из сложной ситуации. Решение проблем личности через театральный персонаж безопаснее для подростка. Созданный образ может помочь подростку глубже раскрыться, больше внимания уделить собственной внутренней реабилитации, пересмотреть взгляды, сделать переоценку ценностей, найти необходимый и часто ускользающий в реальной жизни выход.

    Социальный театр способен усилить эмоциональную и психологическую составляющую обращения к аудитории и стать эффективным средством, позволяющим рассматривать, в том числе деликатные вопросы, особенно если речь идет о подростковой и молодежной аудитории.

    Уникальной особенностью театральной технологии является управляемая дискуссия, которая проходит после просмотра спектакля. Участниками дискуссии являются зрители и актеры, которые вступают в диалог со зрителями, не выходя из образа, то есть от имени своего персонажа. Ведущим дискуссии является режиссер спектакля, специалист. Он задает вопросы, поднимает проблемы, направляет разговор в русло, позволяющее зрителям почувствовать, понять атмосферу спектакля, высказать свое мнение к словам и поступкам героев, поделиться впечатлениями, дать советы персонажам, которым не удалось решить свои трудности на сцене.

    Социальный театр позволяет удовлетворить потребности подростка в проживании разных ролей, эмоций, получить опыт преодоления личностных и социальных проблем, отраженных в социальной роли, сформировать свое отношение, позицию к проигрываемому социальному факту, стать автором и актером собственной стратегии поведения в сложной социальной ситуации. В отличие от академического социальный театр интерактивен к своему сценарному замыслу, его реализации, поощряет креативный подход к реализации сценарного замысла.

    Социальная проблема, поднимаемая в сценарии, обсуждается и проживается вместе со зрителями в процессе реализации сценария. Декорации спектакля, костюмы, звуковое и музыкальное оформление определяется всем участниками социального театра. Состава актерской труппы, распределение ролей осуществляется при участии психолога.

    Овладение технологией социального театра специалистами осуществляется согласно следующего алгоритма:

    1. обучение специалистов учреждений системы профилактики (школ, учреждений дополнительного образования, учреждений социальной и молодежной политики, загородных лагерей) технологии социального театра в течение пятидневного семинара. Участниками семинара могут стать: социальный педагог, специалист по социальной работе, организатор по работе с молодежью, психолог, руководитель детского коллектива, волонтерского объединения и т.п.;
    2. организация практической работы специалистов, прошедших обучение, по внедрению данной технологии в профилактическую практику, подготовка социальных спектаклей;
    3. показательные выступления социальных театров учреждений - участников проекта, сертификация специалистов.

    Обучение состоит из теоретической и практической подготовки. В рамках четырехдневного семинара технологией социального театра овладели 20 специалистов межведомственного сообщества из 4 районов Кировской области и г. Кирова. Специалисты получили сценарии спектаклей для постановки и показа их на Областном фестивале социальных спектаклей.

    Уникальность проекта определяется внедрением в практику работы специалистов учреждений системы профилактики Кировской области новой технологии - социальный театр, сочетанием теоретического и практического этапа подготовки. Основными видами деятельности по проекту являются: информационная, обучающая, постановочно-экспертная и тиражирование.

     

    Социальный театр и его воспитательные возможности

    Театр как вид искусства сегодня весьма разнообразен. Ряд театров ориентирован на изысканную элитарную аудиторию, подготовленного зрителя, способного оценить экспериментальные решения и экстравагантные новшества. Есть театры, стремящиеся к успеху у массового зрителя. Можно сказать, что у зрителя есть возможность выбора театра и социально-культурного поведения.

    Специфика психологической атмосферы театра, энергетический обмен актёра и зрителя, массовость восприятия и непосредственная спонтанность реакции публики даёт основания утверждать, что театр воздействует на общественное мнение и вообще связан с жизнью общества более других видов искусств. В театре личность овладевает системой ролей, усваивает социальные стереотипы и осознаёт общественный смысл своих действий.

    Театр - своеобразное средство социальной ориентации для человека. Он помогает зрителю использовать полученную театральную информацию в арсенале собственного жизненного опыта. Человек получает наглядный урок того, как можно и как нельзя выражать свои чувства, как должно и как нельзя поступать в той или иной ситуации, к каким последствиям может привести то или иное действие. Отождествляя себя с героем, зритель соотносит с собой социальные нормы, у него появляется стимул приблизиться к нравственному идеалу. Через чувство свободного выбора, эстетическое наслаждениеvтворческую активность зритель даёт свою оценку множеству вариантов человеческого поведения. Соединяя в себе и используя возможности нескольких искусств, театр аппелирует ко всему объёму человеческих эмоций, переживаний, аффектов, ко всей совокупности человеческих чувств vспособностей. Он требует от «третьего участника спектакля» - зрителя (К.С. Станиславский) соучастия vвысокого уровня развития воображения. Характерный для театра высокий объём внимания ^ избирательности, отсутствие жёсткой организации восприятия и принудительной точки зрение обуславливают способность его к актуализации творческих потенций личности зрителя.

    Что же делает театр мощным средством воздействия на эмоциональную и интеллектуальную стороны жизни человека? Прежде всего, его особенности. Таковыми являются:

    • вторичность по отношению к драматургии (даёт, практически, безграничные возможное в подборе или создании драматургического материала);
    • коллективная природа (позволяет развивать коммуникативные навыки);
    • синтетический характер (развивает и использует общие и специальные способности личности);
    • связь творца и материала (позволяет в работе над характером роли воспитывать исполнителя роли);
    • «здесь и сейчас» (создание образа происходит на глазах у зрителя);
    • действенная основа (идея спектакля раскрывается в живом, наглядном действии);
    • невозможность фиксации (каждый показ спектакля - отдельное произведение искусства).

    Театр выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающей повод для работы мысли. Вызвать раздумья о смысле человеческого существования, о глубинах человеческой души - благородная и необходимая цель искусства вообще, и в том числе искусства театра. Таким образом, одна из важнейших функций театра - это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим Поэтому так важно приобщение к театру юного зрителя.

    Кроме того, наряду с познавательной функцией сценического искусства правомерно существует и ряд других (эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, компенсаторная, игровая, нормативная и многие другие). Театр полифункционален, потому и занимает такое важное место в жизни общества.

    Театральное искусство обладает воспитательным потенциалом. В педагогической практике К. Станиславского можно выделить «каналы» педагогического воздействия, которые позволяют осуществлять многостороннее влияние на личность в процессе обучения ее в театральном коллективе.

    Основной канал педагогического воздействия - постижение действия. Способность сценического действия моделировать жизненное поведение, как отмечают психологи, позволяет расширить поведенческий репертуар личности, ведет к развитию общей активности, что положительно влияет на формирование ценностных ориентации личности, облегчает ей осознание своих собственных качеств и свойств, что повышает психологическую устойчивость в поведении, вырабатывает гибкость в общении, совершенствует арсенал выразительных средств.

    Достигнуть наибольшего педагогического эффекта при освоении действия можно в том случае, если отработка каждого элемента будет связана с разработкой внутренних качеств и свойств личности ученика. Так, К.С. Станиславский требовал от будущих актеров не просто хорошей наблюдательности, а глубокого интереса к реальной действительности. «Подлинный артист,- писал он,- горит тем, что происходит кругом, он увлекается жизнью, которая становится объектом его изучения и страсти, с жадностью захлебывается тем, что видит, старается запечатлеть полученное им извне не как статист, а как художник, не только в записной книжке, но и в сердце». (Станиславский К.С. Собр. Соч., т. 2, с. 123-127, М., Искусство, 1954).

    Следует отметить и значение в формировании ценностных качеств личности репертуара учебного материала, в который входит тематика упражнений, этюдов, импровизаций, литературная основа занятий по сценической речи и использование драматургического материала при знакомстве с театральным искусством - просмотр и обсуждение спектаклей, пьес, разыгрывание этюдов на литературной основе и так далее. Все перечисленные виды заданий должны содержать материал для нравственного и художественного роста ученика, для развития умения выявить идейное содержание через выразительные средства искусства.

    Второй важный канал педагогического воздействия - коммуникативные связи, возникающие в ходе учебного процесса. Участник коллектива, включаясь в учебно-творческий процесс, входит тем самым в реальный пласт духовно-практической деятельности, связанной не только с изучением основ искусства, но и общением с педагогами и товарищами. Это чрезвычайно важный канал педагогического воздействия на личность ученика (коллективная природа театрального искусства). Как показал опыт К.С. Станиславского и его последователей, верно организованные взаимоотношения учащихся в учебно-творческом процессе позволяют устанавливать и развивать нравственные отношения в коллективе, вырабатывать единые нравственные позиции, общность взглядов на жизнь и творчество этико-эстетические принципы коллективного труда в творчестве, формировать черты характера, которые позволяют говорить о коллективистской направленности личности.

    В педагогической практике K.G. Станиславского активно использовался воспитательный потенциал общения ученика с педагогом. Воспоминания его учеников свидетельствуют о том, что его безграничное уважение к делу рождало бескомпромиссные требования к характеру творческих отношений, возникавших в учебном процессе.

    Наконец, третий канал педагогического воздействия - сочетание собственной художественной практики с восприятием культурных ценностей. Духовный багаж личности всегда волновал КС. Станиславского Он считал, что только высокообразованный человек может успешно заниматься творчеством. Знание и понимание театра, музыки, живописи, литературу было в его студиях неписанным законом. По мере накопления багажа художественной культуры у ученика вырабатываются художественные пристрастия, оттачивается художественный вкус, проявляется более тонкое восприятие окружающего мира.


    Copyright MyCorp © 2024uCoz