ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я
Утверждаю
Директор КОГАУСО «Кумёнский центр
социальной помощи семье и детям»
_____________ Е.Г. Чеглакова
___ __________ 2014 г.
Программа работы кружка
«Тропинка к своему Я»
на 2014-2015 уч. год.
Руководитель: Попонина Нелля Ивановна, психолог отделения по работе с семьями и детьми КОГАУСО «Кумёнский центр социальной помощи семье и детям»
Цель программы:
- повышать самооценку ребёнка, нормализовать эмоциональное состояние и развивать чувство эмпатии;
- учить контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
Задачи программы:
- путём подбора и коррекции определённых форм и методов занятий учить преодолевать зависимость от окружающих и формировать адекватную самооценку;
- создать условия для закрепления положительных коммуникативных моделей поведения подростка, воспитания доброжелательности к себе и другим людям;
Методы работы: мозговой штурм, дискуссия, ролевое моделирование, психологические упражнения и игры, тесты, диагностика.
Целевая группа: подростки с девиантным поведением.
Форма работа: групповая
Режим работы: выход в школу 1 раз в неделю по средам в два класса по 1 часу.
Количество детей: 19
Место проведения: МС (К) ОУс(к) школа-интернат 8 вида п. Кумёны.
Ожидаемые результаты:
- улучшение психо-эмоционального самочувствия подростка;
- повышение толерантности по отношению к окружающим;
- стабилизация эмоционального состояния и контроль собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
Пояснительная записка
Подростковый период - важнейший этап жизни становления личности человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Не смотря на разницу социально-культурного окружения, почти все они с особой остротой переживают своё взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, курение, школьные трудности или как-то по-другому. И особенно это характерно для учащихся коррекционной школы.
Поэтому важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, получить некоторые знания о себе. Качественные изменения в этот период проявляются более быстро, чем в другое время.
Учащиеся коррекционной школы по причине личной незрелости, недостаточно развитой рефлексии стремятся к проявлению внешних форм взрослости – сексуальных контактов, алкоголя, курения – оставаясь внутренне инфальтильными, то есть, не принимая на себя ответственности за свои действия. Нужна помощь со стороны взрослых. Важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе. Наша главная цель помочь подросткам научиться вести себя культурно по отношению к окружающим нас людей, адекватно реагировать на происходящие события.
№ |
Сроки исполнения |
Название мероприятия |
часы |
1. |
17.09 24.09 |
Вводное занятие. Тренинг на знакомство. Введение в курс программы. |
2 |
2. |
22.09 23.09 |
Знакомство с понятием агрессия, агрессивность и способы её преодоления. Проведение ряда диагностик на выявление наличия агрессивного поведения у подростков |
4 |
3 |
30.09 01.10 |
Тренинговое занятие «Конфликты между детьми и их разрешение» |
4 |
4. |
08.10 13.10 |
Тренинг «Остров радости и успеха» |
2 |
5. |
15.10 20.10 |
Коррекционное занятие «Эмоции и чувства – мои враги и друзья» |
2 |
6. |
22.10 27.10 |
Коррекционное занятие на тему: «Мой гнев». Использование психологических игр «Камушек в ботинке», «Мешочек криков» и упражнений «Стукни кулаком», «Гневный листок», рисование «Шарж». |
2 |
7. |
29.10 10.11 |
Психо - коррекционное занятие на тему: «Если я злюсь», способствующее обучению самоконтроля и закрепления навыков. |
2 |
8. |
12.11 17.11 |
Психологическое занятие «Верь в себя». Проведение беседы «Вера в себя». Проведение ряда методик по самооценке. |
2 |
9. |
19.11 24.11 |
Формирование у подростков уверенности в себе, повышение самооценки через психологические игры и задания «Это я», «Раскрась свои чувства». |
2 |
10. |
26.11 01.12 |
Профилактика экстремизма и вандализма среди молодёжи. |
2 |
11. |
03.12 08.12 |
Психологическое занятие «Ты любим». Психологические игры и упражнения «Я хороший и тд.», рисование «Моя семья», «Только вместе» |
2 |
12. |
10.12 15.12 |
Профилактика игровой и компьютерной зависимости. |
2 |
13. |
17.12 22.12 |
Подведение итогов работы. Новогоднее шуточное поздравление и игры. |
2 |
14. |
12.01 14.01 |
«Автопортрет», рассказ «Мой лучший поступок». |
2 |
15. |
19.01 21.01 |
«Люби других». Дискуссия «Как правильно расположить к себе окружающих». Конструирование «Подарок другу», психологические игры и т.д. |
2 |
16. |
26.01 28.01 |
Дискуссия на тему: «Бежим от злости». Задание «Психологический портрет», игровой массаж, игра «Дрова» |
2 |
17. |
02.02 04.02 |
Психо – коррекционное занятие «Как снять усталость и напряжение». В конце релаксация. |
2 |
18. |
09.02 11.02 |
Психологическое занятие на тему: «Знаток чувств». Психологические игры, беседа, рисование. |
2 |
19. |
16.02 18.02 |
Проведение праздничного мероприятия к 23 февраля. |
2 |
20. |
25.02 02.03 |
Коррекционное занятие «Словарик хороших слов». Цель: закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения. |
2 |
21. |
04.03 11.03 |
Празднование 8 марта. |
2 |
22. |
01.04 06.04 |
«Словарик хороших чувств». Итогом занятия будет закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения. Психологические игры. Итоговое занятие, закрепление полученных навыков. Беседа «Что я понял?» Рефлексия. |
2 |
23. |
13.04 15.04 |
Беседа: «Как защитить себя от агрессии сверстников». |
2 |
24. |
27.04 29.04 |
Подведение итогов работы кружка. Анкетирование. |
2 |
Используемая литература
Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция. СПб.: Питер, 2008.
Берн Э. Психология человеческих взаимоотношений. СПб., 1992
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М., 2005 г.