СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "РАЗГОВОР НА БУМАГЕ"
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
|
|
Название проекта |
«РАЗГОВОР НА БУМАГЕ» |
Наименование учреждения |
Кировское областное государственное автономное учреждение социального обслуживания «Куменский центр социальной помощи семье и детям» |
Сроки реализации проекта |
Проект рассчитан на один год (2015-2016гг.) Начало реализации проекта – 01.03.2015г. Окончание проекта – 01.03.2016. |
Цель проекта
|
Создание условий для социально-личностного выражения пожилыми людьми средствами арт-терапии. |
Задачи проекта
|
|
Адресная направленность проекта |
|
Актуальность проекта
|
1. Оказавшись в геронтологических отделениях или домах-интернатах, многие пожилые люди переживают глубокий стресс, сопровождающийся ощущением одиночества и безнадежности, это и нарушение привычного образа жизни, отсутствие внимания со стороны общества, близких, недостаток общения, беззащитность перед окружением. 2. Практическая значимость проекта связана с тем, что его результаты могут быть использованы в последующих работах, для подготовки к семинарским занятиям по обмену опытом для специалистов, работающих с этой категорией людей. В переводе с английского языка «арт-терапия» – лечение изобразительным искусством. |
Наименование организаций, с которыми согласован проект |
МКОУ СОШ п.Речной, ДК п.Речной, библиотека п.Речной. |
Содержание проекта |
1.Оказавшись в геронтологических отделениях переживают глубокий стресс, сопровождающийся ощущением одиночества и безнадежности, это и нарушение привычного образа жизни, отсутствие внимания со стороны общества, близких, недостаток общения, беззащитность перед окружением. 2. Включение пожилых людей в жизнь общества и забота о них поможет повысить самооценку у пожилых людей, снизить депрессию, а детям - изменить свое негативное представление о старости и видеть в ней естественное продолжение своей будущей жизни. 3. Во время арт-терапевтических занятий пожилой человек выплескивает все негативные эмоции на бумагу и расслабляется, успокаивает нервы. Этот "разговор на бумаге" служит одним из оснований выражения себя (своих ценностей, возможностей, мыслей, интересов…), опыта предъявления себя другим людям, а также рефлексии своих чувств, а в дальнейшем и условием комфортного и действенного взаимодействия с окружающими. 4.1)Подготовительный: изучение тематической методической литературы, проведение обучающих семинаров для организаторов и исполнителей проекта в течение всего периода; мониторинг в области социально-личностного развития пожилых людей. 2)Планирование деятельности по арт-терапии в режиме 1 раз в месяц. Занятия могут быть структурированными и неструктурированными. Индивидуальные и групповые. 3)Непосредственная реализация проекта: организация арт-терапевтической деятельности с пожилыми людьми, совместных мероприятий с детьми и с социумом. 4)Завершающий: анализ результатов деятельности по применению арт-терапии на основании мониторинга во время реализации проекта и опроса всех участников проекта. Фотовыставка «Мы и арт-терапия». 5. а)Умело организованные занятия по арт-терапии, создание обстановки, располагающей к неформальному общению, благотворно могут сказаться на человеке, испытывающем одиночество. б) Развитие тонких движений у большого пальца, повышает функциональную активность головного мозга, указательного пальца - положительно влияет на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца на сердце. Вывод: новая форма работы с пожилыми людьми будет направлена не только на сохранение у них позитивного отношения к жизни, активизации творческого потенциала, повышение статуса пожилого человека среди детей, но и на повышение функциональной активности головного мозга. |
Описание новых методик и технологий, применяемых в рамках проекта |
Арт-терапия: - как метод – безболезненна, практически не имеет ограничений, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе и с разными возрастами, -мотивирование жизненной активности пожилых людей, т.к. она помогает преодолеть апатию и безынициативность, служит мощным средством сближения людей, своеобразным мостиком между специалистом и подопечным, облегчает включение последнего в общественную жизнь. - практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арттерапевтической работе, которая не требует от него больших способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. - Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний. - Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений. - Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. |
Описание основных мероприятий проекта
|
|
Ожидаемые результаты
|
|
Показатели ожидаемой эффективности реализации проекта |
1.Пожилые люди и инвалиды, принявшие участие в проекте – 20 человек. 2.Учащиеся начальных классов – 5 человек. 3.Учителя – 1, специалисты Центра – 3. 4.Добровольцы, оказывающие помощь в решении задач проекта – 1 представитель учреждения культуры. 5.Специалисты, принимающие участие в распространении проекта – 2. 6.Число публикаций в печатных СМИ о ходе и результатах реализации проекта - 4. |
Территория реализации проекта |
Геронтологическое отделение п.Речной КОГАУСО «Куменский центр социальной помощи семье и детям». |
Ресурсное обеспечение проекта |
1) Кадровое обеспечение: 1. заведующие отделениями, психолог центра, 2.педагоги и учащиеся образовательного учреждения, 3. работник учреждения культуры п.Речной. 2) Материально-техническая база: - копировально-множительная техника центра - художественные материалы для арт-терапевтической деятельности участников проекта - помещение для занятий: комната отдыха в геронтологическом отделении - телевизор и персональный компьютер геронтологического отделения 3)Информационное: методическая литература по арт-терапии, конспекты занятий, наглядный и раздаточный материал. |
Управление, мониторинг и оценка эффективности реализации проекта |
1.Руководителем проекта является заведующий отделением срочного социального обслуживания, куратором – заведующий геронтологическим отделением, соисполнителями – представители учреждений образования и культуры. 2.В начале и в конце проекта анкетирование и диагностирование целевой группы, в течение всего периода реализации проекта производить краткий анализ занятий, ежеквартально мониторинг эффективности используемого метода. 3. Критерии оценки эффективности проекта: Количественные Сколько человек приняло участие в реализации проекта – ежеквартально. Сколько занятий было разработано и проведено – за весь период. Сколько задействовано учащихся начальных/ старших классов – / - . Сколько задействовано организаций и различных структур – . Сколько освещено в СМИ публикаций – . Качественные Расширение социальных контактов пожилых людей. Привлечение внимания общества к проблемам пожилых людей. Расширение взаимодействия с государственными структурами и другими общественными объединениями. |
Соисполнители проекта |
Педагоги и учащиеся МКОУ СОШ п.Речной, работники учреждений культуры, председатель женсовета п.Речной. |